В этой статье я хотел бы кратко пояснить свою позицию относительно того, почему в процессе профессионального самоопределения именно психоанализ был выбран мною в качестве главного ориентира. Конечно, в ходе становления профессиональной идентичности играют роль самые разные психические феномены, эффекты индивидуальной и массовой психологии, предпочтения и личностные особенности будущего специалиста, факты его биографии, и многое другое. Но здесь я постараюсь обойти стороной все возможные субъективные причины выбора, сосредоточив внимание непосредственно на концепциях психоанализа, и тех его сторонах, что, на мой взгляд, выгодно отличают его от множества других направлений в психологии и психотерапии.
Прежде всего, нужно кратко изложить, что вообще такое «психоанализ»?Психоанализ – это направление глубинной (т.е. занимающейся изучением глубинных, скрытых, не явных, неосознаваемых процессов) психологии, которое сложилось в конце 19-ого начале 20-ого веков, основные положения которого были сформулированы известным австрийским врачом, психиатром, неврологом и психологом Зигмундом Фрейдом (06.05.1856-23.09.1939 г.г.). В 1922 году Фрейд предложил трёхчастное определение психоанализа, согласно которому психоанализ это: 1) способ исследования психических процессов, иначе недоступных; 2) метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании; 3) ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину. С момента этого определения минуло сто лет, однако оно до сих пор актуально. Следует подчеркнуть, что психоанализ Фрейда являлся первой практико-ориентированной школой психологии и находился у истоков всей консультативной психологии и психотерапии.К настоящему времени психоанализ значительно расширил сферусвоего практического интереса, занимаясь не только невротическим уровнем расстройств, но внося свой вклад в понимание и лечениекак пограничных, так и психотических состояний, а также целого ряда массовых, социальных явлений. Также психоанализ не ограничивается, как это было в первой половине прошлого века, исключительно индивидуальной терапией, имея в своём арсенале и семейные и групповые формы работы. Психоанализ, во всём своём многообразии, оказал и продолжает оказывать огромное влияние на науку и медицину, психологию и психотерапию, искусство, литературу, кинематограф.
Теперь, когда у читателя сложилось первое впечатление о предмете, уже можно более обстоятельно остановиться на достоинствах психоанализа в сравнении с множеством других направлений и школ психотерапии и психологии.
В основании всей психоаналитической практики лежат две главные концепции.
Первая – концепция бессознательного, согласно которой многие поведенческие реакции, личностные особенности, ощущения и мысли человека обусловлены неосознаваемыми глубинными психическими процессами, то есть бессознательным.Характеристики и законы функционирования бессознательного могут быть выявлены и поняты только через его дериваты (например, сновидения или ошибочные действия). Ещё сам Фрейд указывал на то, что именно приверженность концепции бессознательного и обращение к идее о бессознательных феноменах в терапевтической практике является маркером, позволяющим отличить психоаналитика от любых других психологов и психотерапевтов. За более чем вековую историю исследований психоанализом накоплены обширные знания о бессознательном. Несмотря на это, многие современные популярные направления в практической психологии и психотерапии до сих пор либо крайне мало, либо совсем не уделяют внимание бессознательным феноменам. Опираясь на представления о примате сознания, из их интересов исключена обширнейшая область психического, в которой подчас и находятся первоисточники психологических трудностей.
Вторая важнейшая концепция – это концепция развития. Каждая из теорий развития в психоанализе (топографическая, структурная, динамическая, экономическая, адаптивная и генетическая), эргономично дополняя все остальные, рассматривает процесс образования и развития психики с различных позиций, и во всей своей совокупности они учитывают огромное множество аспектов, способных оказывать влияние на формирование личностных особенностей индивида: анатомические и физиологические, социальные и культуральные, индивидуальный опыт, получаемый ребёнком в процессе взросления, и опыт семьи, в которой ребёнок родился, стили родительского воспитания, и так далее, и так далее. В зависимости от конкретного переплетения всех этих факторов индивидом приобретаются уникальные черты характера, а также, помимо всего прочего, психологические уязвимости, предрасполагающие к появлению в будущем тех или иных психологических затруднений или даже психопатологий.
Любому вмешательству со стороны специалиста всегда предшествует установление диагноза. Психоаналитическая диагностика подразумевает не только определение конкретной нозологической единицы (т.е. объединение нескольких симптомов в единый симптомокомплекс), но и соотнесение конкретных нарушений пациента с этапом развития, на котором вероятнее всего могли возникнуть предпосылки к данным нарушениям, а также определение индивидуальных отличий самого пациента, особенностей протекания патологических процессов и работы бессознательных механизмов. То есть психоаналитическая диагностическая процедура в значительной мере опирается именно на разработанные концепции бессознательного и теории развития. На основе полученных таким образом данных определяется психоаналитический диагноз, а также вероятный прогноз. И уже исходя из этого диагноза и вероятностных прогнозов выбирается наиболее предпочтительная форма терапевтической работы (классическая, экспрессивная, либо поддерживающая). Выбранная форма терапевтической работы чётко регламентирует правила и ограничения, методы и техники реализуемой терапии.
Данный подход ярко контрастирует с другими школами психологии и психотерапии. Отсутствие единой стройной теории, охватывающей и объясняющей все психологически значимые аспекты человеческой жизни, от момента рождения до старости, и на основании этих объяснений организующей свои терапевтические интервенции, можно смело считать одной из центральных проблем большинства современных психотерапевтических направлений. На фоне наблюдающейся последние два-три десятилетия тенденции к интеграции эта проблема кажется совершенно неразрешимой. А между тем, выбор теоретического направления и чёткое следование ему – это прямой показатель установившейся само- и проф-идентичности, а также способности специалиста брать на себя ответственность. К слову, даже психоанализ не избежал современных веяний – сегодня мы можем видеть психоаналитиков прибегающих в своей работе, наряду с классическими аналитическими методами, к экзистенциальной или даже когнитивно-поведенческой моделям и методам психотерапии.
Можно было бы привести множество доводов уверенно подкрепляющих обозначенную выше позицию. Но вынужден отказаться от подобной идеи так как, с одной стороны, рискую спровоцировать совершенно пустую полемику, а с другой, просто превышу все допустимые рамки «читабельности» статьи.
Обусловленность диагностических критериев и последующей терапии строгими и всесторонне разработанными теоретическими концепциями развития и бессознательного, включающими все важные вехи прошлого и настоящего пациента, на мой, конечно же, более чем субъективный, взгляд и определяет существенное положительное отличие психоанализа, от подавляющего большинства иных школ и направлений.
Напоследок хотелось бы добавить немаловажный, по крайней мере лично для меня, факт, что психоанализ давно перерос стадию «научной дисциплины» и сегодня представляет собой вполне объективное и разностороннее понимание личности, отношений, причинно-следственных связей, прошлого, настоящего и будущего, и, исходя из этого понимания, возможность определения достойных для каждого человека смыслов, целей и задач. То есть, психоанализ – единственное психологическое учение могущее претендовать на звание целостного мировоззрения. Вполне понятно, что любое из существующих направлений психологии и психотерапии опирается в своих теориях на какое-то вполне конкретное видение мира. Психоанализ же, охватывая своим пристальным вниманием все аспекты жизни и деятельности человека, оказывается способным сформировать его самостоятельно. В этом мне видится ещё одно значительное позитивное отличие от других направлений и школ психологии, и в этом же, как мне кажется, кроется главная причина столь значительной его устойчивости, как по отношению к влиянию времени, так и в отношении беспощадных политических (например, в фашистской Германии) и научных (чего стоят, к примеру, критика со стороны К. Ясперса или Э. Крепелина в первой половине двадцатого века, или Г. Айзенка, П. Медавара, К. Поппера во второй) нападок и репрессий.